Двухсотлетний человек (Bicentennial Man)



          Оригинальное название: Bicentennial Man
          Категория: Жанровое видео
          Жанр: Комедия, Драма, Фантастика
          Режиссер: Chris Columbus /Крис Коламбус/
          В ролях: Робин Уильямс /Robin Williams/, Сэм Нилл /Sam Neill/
          Год: 1999
          Произведения классика американской фантастики Айзека Азимова в течение долгого времени почему-то не привлекали особого внимания заокеанских кинематографистов. Уже и советское кино приобщилось к творчеству писателя («Конец вечности»), а американцы могли «похвастаться» лишь крайне неудачной фантастической драмой «Наступление ночи» (Nightfall), снятой в 1988 году по рассказу Азимова режиссером Полом Мэйерсбергом. Следует заметить, что, вопреки расхожему мнению, знаменитый блокбастер Ричарда Флейшера «Фантастическое путешествие» (1966) не является экранизацией произведения Айзека Азимова: писатель создал литературную версию этого фильма уже после его премьеры. Возможно, режиссеров отпугивала сложность философских проблем, затрагиваемых фантастом в его книгах, где между строк всегда существует нечто метафизическое. В каждой своей книге Азимов прежде всего стремится создать «иную реальность» и только потом - рассказать занимательную историю. Воссоздать в кино эти реальности, сотворенные писателем, передав при этом его неповторимое мироощущение, весьма трудная задача.

Новую попытку соединить развлекательный сюжет с философскими концепциями «миров Айзека Азимова» предпринял режиссер Крис Коламбус. Прославившийся своими комедиями («Один дома, части 1 и 2», «Отель разбитых сердец», «Поймет только одинокий») Коламбус сделал позднее крен в сторону мелодрамы («Миссис Даутфайр», «Девять месяцев»); а его последняя картина «Мачеха» (1998) - это уже чистая мелодрама. «Двухсотлетний человек», поставленный по рассказу Айзека Азимова, а также по роману Азимова и Роберта Силверберга «The Posttronic Man», - первый опыт режиссера в фантастическом жанре, рассчитанный, как и другие ленты Коламбуса, на семейную аудиторию. Главную роль - робота - сыграл прославленный комедиант Робин Уильямс, до этого уже дважды снимавшийся у Криса Коламбуса («Миссис Даутфайр» и «Девять месяцев»)… Во времена не столь отдаленного будущего, о котором идет речь в фильме, робототехника вошла в повседневную жизнь миллионов американцев. Электронная корпорация «Robotics» разработала новую модель андроидов - помощников в домашнем хозяйстве. Одну из таких машин и купила богатая семья Мартинов.

Робот NDR-114, похожий на человека, закованного с ног до головы в металлические латы, сразу получил имя Эндрю; так его назвала семилетняя Грэйс, которая не могла выговорить слово «андроид». Робот же «знал», что в семье есть Сэр, Мэм, Мисс (девятилетняя дочь Аманда) и Маленькая Мисс (Грэйс). Мартины были потрясены, когда из головы Эндрю неожиданно выдвинулся голографический экран, на котором высветились три основных закона робототехники. Они гласили: 1) робот ни в коем случае не должен причинять вреда человеку; 2) робот должен подчиняться приказам человека, если это не противоречит первому закону; 3) робот должен защищать себя, пока это не входит в противоречие с первым и вторым законами. Итак, Эндрю приступил к исполнению своих обязанностей. Работая быстро и безошибочно, он сразу освободил Мартинов от всех хлопот по хозяйству. Но вскоре глава семьи Ричард заметил, что робот отличается не только дисциплинированностью «в заданных параметрах»; андроид, словно человек, очень быстро учился, проявляя при этом способность к самостоятельному мышлению и творческую инициативу. Не все члены семьи хорошо относились к Эндрю. Жена Ричарда побаивалась этой «механической домработницы», а дочери и вовсе приняли его в штыки. Однажды робот даже получил приказ выпрыгнуть из окна, что и исполнил в соответствии со вторым законом робототехники. Хорошо, что в его программу была заложена функция самовосстановления, а то пришлось бы отдать андроида в ремонт.

Но вскоре робот сделался лучшим другом Маленькой Мисс. Произошло это так: случайно сломав любимую игрушку Грэйс - миниатюрную стеклянную лошадку, Эндрю решил, что должен исправить свою ошибку. Изучив за ночь несколько книг по биологии и механике, он изготовил из дерева новую лошадку - еще лучше прежней. Маленькая Мисс была на верху блаженства… Постепенно в Эндрю открылся настоящий талант изобретателя и конструктора. Но еще невероятнее было то, что андроид стал испытывать ощущения, очень похожие на человеческие эмоции... Хозяин Эндрю быстро понял, что перед ним не обычный робот, а личность, способная многого добиться. Ричард приобщил его к своей работе в области архитектуры и начал всячески развивать в андроиде его уникальные качества. Он стал учить Эндрю «быть человеком» (кстати, так назывался один из фильмов с участием Робина Уильямса)… Шли годы. За это время Эндрю стал самостоятельной личностью, у него даже появился свой счет в банке, быстро пополнявшийся благодаря многочисленным изобретениям андроида. Однажды он попросил Ричарда предоставить ему свободу, и мудрый хозяин, признав Эндрю независимым членом общества, позволил ему уйти и жить своей жизнью. Однако робот готов был вернуться по первому же зову...

К сожалению, поводы к возвращению оказались грустными. Люди, которых андроид так любил (сам не зная об этом), умирали. Сначала ушел из жизни Ричард Мартин, потом скончалась Маленькая Мисс, успевшая достичь преклонного возраста. А Эндрю, как и любая электронная машина, был обречен на бессмертие. После смерти Маленькой Мисс робот решил понять, чем он отличается от своих собратьев. Обойдя весь белый свет в поисках похожего на него андроида, Эндрю оказался в лаборатории профессора Руперта Бернса, который когда-то работал в корпорации «Robotics». Долгие годы Руперт разрабатывал экспериментальную программу по изготовлению андроидов, наделенных разумом и эмоциями. Эндрю и был таким опытным образцом. Несколько десятилетий назад над андроидом проделали операцию, в результате которой лицо Эндрю обрело способность выражать его внутренние переживания. Теперь же по просьбе Эндрю профессор, сняв с него металлические доспехи, придал ему вид обычного человека.

Встретив внучку Маленькой Мисс Поршу, похожую на свою бабушку как две капли воды, Эндрю влюбляется в нее. Порша отвечает ему взаимностью, но разве возможен союз обычной женщины и робота? Эндрю подает в государственные органы прошение о признании его человеком. Следует отказ - ведь робот бессмертен, а это противоречит человеческой природе. И тогда Эндрю просит Руперта Бернса сделать его смертным… Искусственный разум в системе человеческих взаимоотношений, личность и ее связи с обществом, и наконец, ход времени, которому подчиняется мироздание, - вот круг тем, затрагиваемых этой лентой. Не случайно номинации на «Оскар» был удостоен мастер грима Грег Кэнном, благодаря которому персонажи фильма на наших глазах изменяются под воздействием времени.

Hosted by uCoz