Идальго (Hidalgo)
Touchstone (Buena Vista)
Дата выпуска: 5 марта
Режиссер: Джо Джонстон
Сценарий: Джон Фаско
Продюсер: Кейси Силвер
Оператор: Шелли Джонсон
Композитор: Джеймс Ньютон Хауард
В ролях: Вигго Мортенсен, Омар Шариф,
Зулейка Робинсон, Малкольм Макдауэлл.


Фаворит» уже снискал свою долю хвалебных отзывов и собрал обильный урожай кассовых сборов. «Черный жеребец» скромно демонстрируется на экранаХ Imax. Очередь - за «Идальго».Два года назад, когда проект запускался в производство, его преподносили как «подлинную историю о взлете американского духа». Начиная работу, кинокомпания Disney объявила, что фильм основан на фактах из жизни Фрэнка Хопкинса, одного из самых знаменитых наездников на Диком Западе.Если верить Хопкинсу, он родился в 1865 году и был сыном белого солдата и дочери вождя индейского племени сиу. С 12 лет начал работать правительственным курьером и доставлять срочные донесения в самые дикие и опасные районы США. Впоследствии он был охотником на диких быков - буффало; несколько раз сражался на стороне индейцев; после их разгрома принимал участие в заездах на длинные дистанции (от 100 до 3000 миль); потом стал охотником за головами, проводником различных экспедиций, финансируемых правительством, секретным агентом США и, наконец, звездой знаменитого шоу «Дикий Запад». В свободное от работы время он учил легендарного Билли-Кида обращаться с оружием, ездил на охоту с Теодором Рузвельтом и вдохновлял писателя Зэйна Грея, создававшего знаменитые романы о Диком Западе. Одним словом, Буффало Билл и Индиана Джонс в одном флаконе.Никаких документальных свидетельств о подвигах Хопкинса, скончавшегося в 1951 году, в анналах американской истории не сохранилось. Остались только его интервью различным репортерам и письма авторам книг о Диком Западе.

Одна из самых интересных историй Хопкинса о том, как он выиграл заезд на 3000 миль по пустыне в Саудовской Аравии. Согласно рассказам Хопкинса, выходило, что он был первым и последним американцем, допущенным к забегу, который проводился в течение 1000 лет среди арабских наездников на арабских скакунах. В 1890 году Хопкинс прибыл в Аравию со своим пятнистым мустангом Идальго, которого он вырастил на ранчо в Вайоминге, и его конь прекрасно показал себя в пустыне, придя к финишу на полтора дня раньше остальных! Пригласивший Хопкинса шейх был в таком восторге, что уговорил его оставить ему Идальго для нужд племенного коневодства.

История Хопкинса обрела легитимность и респектабельность, когда в 40-50-е годы за нее ухватились сторонники теории, утверждавшей, что мустанги - это потомки арабских скакунов, ввезенных в Америку испанскими конквистадорами. В конце 80-х историей Хопкинса заинтересовался сценарист Джон Фаско, автор сценариев фильмов «Молодые стрелки-1, 2», «Бэйб» и «Сердце грома». Он начал собирать досье на Хопкинса - вырезки из журналов, статьи, книги, в которых упоминались его приключения.

По признанию Фаско, он работал над сценарием «Идальго» более 12 лет и собрал о нем абсолютно все, что было опубликовано в США и за рубежом. А опубликовано к этому времени было немало. Оставалось только увековечить подвиги Хопкинса на пленке. Тем более что и его происхождение, и помощь, которую он оказывал индейцам, делали Хопкинса соблазнительно политкорректным героем, достойным воспевания. Некоторое время Фаско и его сценарий обитали на кинокомпании Universal, но, когда там начали разрабатывать сходный по духу проект «Фаворита», сценарий Фаско быстро перекупила студия Disney. О проекте было объявлено как о «90-миллионном эпосе, в котором темная лошадка становится легендарной». Почти теми же словами охарактеризовали «Фаворита» конкуренты с Universal. Колеса закрутились быстро. Режиссером был приглашен Джо Джонстон, известный по хитам «Парк юрского периода-3», «Джуманджи» и «Дорогая, я уменьшил детей». На главную роль согласился Вигго Мортенсен. На роль старого шейха взяли легендарного Омара Шарифа, который после скандального провала «13-го воина» в течение почти пяти лет не появлялся в Голливуде.

6 августа 2002 года начались съемки. Бюджета в 90 миллионов долларов едва хватило на дорогостоящие экспедиции в Марокко, Нью-Мексико, Монтану и Южную Дакоту. Снимали с размахом, но громких рапортов о проделанной работе не публиковали, потому что к этому времени на горизонте начали собираться тучи. Вскоре после начала съемок Американская гильдия участников конных пробегов сообщила на своем сайте в Интернете, что история Фрэнка Хопкинса - выдумка от начала и до конца. На этот выпад не обратили внимания. Гильдия продолжила нападки на проект, огласив информацию, полученную от специалистов по арабской культуре и истории: никаких ежегодных конных заездов в Саудовской Аравии, мол, никогда не проводилось - тем более на протяжении 1000 лет! «Это просто невозможно по организационным причинам, - объясняли историки. - При подобном забеге лошадям и всадникам потребовалось бы провести в пустыне больше двух месяцев. Подумайте о том, сколько воды и пищи им пришлось бы взять с собой». Упоминались также различные геополитические, культурные, технические причины, по которым проведение такого забега не представляется возможным. Наконец, в исторических источниках нет никаких упоминаний о подобных соревнованиях!

Сначала студия отделывалась дежурными пресс-релизами, суть которых сводилась к тому, что арабам, мол, обидно признать, что американец надрал им задницу, поэтому они и засекретили это великое историческое событие. Потом, когда в прессу просочилась информация, что и остальные подвиги Хопкинса - тоже выдумка, в бой бросили тяжелую артиллерию. В марте 2003 года Фаско дал интервью журналу The Hollywood Reporter, в котором подробно рассказал, как 12 лет работал над сценарием, собирал материал и консультировался с историками. «Более 15 независимых источников подтвердили правдивость истории Хопкинса, - заявил Фаско. - Да, сам я вольно обошелся с некоторыми историческими фактами, но в основу положена подлинная история».

После этого член Гильдии участников конных пробегов Баша О’Рейли не поленилась и провела тщательное исследование всех источников, на которые ссылался Фаско. Ее труд, который появился на сайте Гильдии весной 2003 года, прослеживал все пути, по которым собиралась информация, содержал огромное количество ссылок и убеждал, что все доказательства аутентичности истории Хопкинса - слова самого Хопкинса. Disney в очередной раз никак не отреагировала на публикацию Гильдии. Дата премьеры приближалась (первоначально «Идальго» хотели выпускать в августе 2003 года).

И тогда Гильдия пошла в бой: она объявила в различных изданиях, что Disney занимается фальсификацией истории и надувательством зрителей! Трудно сказать, почему членам Гильдии так захотелось уколоть Disney - то ли они рассчитывали, что их пригласят консультантами на фильм, то ли просто из вредности. Но их заявление было очень резким:«Кинокомпания Disney широко рекламирует свой новый фильм «Идальго» как правдивую историю Фрэнка Хопкинса, величайшего наездника всех времен. Гильдия участников конных пробегов сообщает вам, что фильм основан на лжи и измышлениях». И далее объяснялось, почему.

Начальство Disney дрогнуло. Скандал не сулил ничего хорошего - тем более что они полгода доказывали почтеннейшей публике, что говорят правду, только правду и ничего кроме правды. Во избежание негативных последствий премьеру фильма было решено перенести - сначала на осень, потом на весну 2004 года. Самое забавное, что в рекламном ролике картины еще долгое время оставался титр: «Подлинная история Фрэнка Хопкинса». Впрочем, обычная кинопублика реагировала на обличения Гильдии вяло. На форумах киносайтов киноманы лениво спорили, какая таблетка лучше - красная или синяя. Кто-то говорил, что «по мотивам» - вполне подходящая формулировка, кто-то возражал, что «по мотивам» - это то, как CNN освещает события в Персидском заливе, а в случае с «Идальго» имеет место стопроцентный вымысел. Но в целом далекая от конно-спортивных состязаний публика не понимала, из-за чего весь сыр-бор, и киноманские споры о кандидате на роль Супермена проходили гораздо более оживленно.

Выждав некоторое время и убедившись, что скандал рассосался сам собой, Disney в лице директора международного отдела рекламы Нины Хейн позволил себе следующее высказывание: «Мы не исследователи истории, мы производители игрушек. Если игрушки не похожи на реальную жизнь, вряд ли стоит переживать по этому поводу».

Наверное, «Диснейфикация истории», о которой уже много лет твердят блюстители исторической достоверности, не так уж страшна. Нации нужна не только история, но и мифы. В отсутствие Геракла, Ильи Муромца, Ричарда Львиное Сердце, Жанны д’Арк и Гамлета, принца Датского американцы довольствуются героями Дикого Запада. Реальны они или вымышлены - какая разница? Это развлечение, а не историческая монография. А в эпоху войн в Персидском заливе не мог не появиться фильм о том, как благородный американец пришел, увидел, победил... и вернулся домой. Для кого-то главное - что американец победил. Для кого-то - что он ушел. А кто-то обратит внимание на то, что он оставил местным племенам своего скакуна на развод. Этакая лукавая метафора демократии, замаскированной под американского жеребца.

Hosted by uCoz