"Девушка из Джерси" (Jersy Girl)



           Кино для семейного просмотра давно выделилось в отдельный жанр, только почему-то до сих пор не присутствует в виде такового ни в каких классификаторах — то в мелодраму, то в комедию, то в другие относительно мирные категории попадает, а между тем жанр давно созрел для своей собственной, обособленной ниши.
           «Девушка из Джерси» не просто образчик семейного кино — это монстр жанра, идеальное воплощение всех чаяний блюстителей семейных ценностей. Кевин Смит, известный хохмач и подрыватель устоев (стоит вспомнить одну лишь «Догму» и любимую парочку режиссёра — Джея и молчаливого Боба, украшавших собой не один фильм Кевина), на сей раз решил отбросить ироничность и обратиться к традиционному и вечному.
Мамы, бабушки и их неразумные взрослые дети должны отправляться на этот фильм как на сеанс психотерапии, как на видеоучебник для молодых папаш, как на социальную рекламу из серии «Позвоните родителям», как на редкую в наше время блокбастеров отраду для сентиментальных людей всех возрастов.
           В главной роли Бен Аффлек, изображающий гиганта-пиарщика, в 27 лет достигшего всех мыслимых успехов — самое время жениться и остепениться. Момент — и вот уже красавица-жена ждет ребенка. А герой Аффлека Оливер Тринки, единственный несмышленый персонаж во всем фильме, добрый, но глупый, слишком увлеченный карьерой, успехом и блеском, опаздывает на занятия для молодых родителей, не ценит простого и вечного, думает, оно как-нибудь обойдется без его непосредственного участия. Уже здесь начинается учебник семейной жизни, нам показывают урок номер один — «У вас скоро родится малыш». «Запомни, прошлая жизнь закончилась, теперь всё будет по-другому, теперь изволь приходить с работы в шесть и проводить это время с семьей, иначе всё будет плохо, понимаешь?» — говорит Бену Аффлеку его беременная жена, ожидая счастливого будущего, но вскоре внезапно умирает при родах.С этого места начинается сага о потерявшемся в себе молодом вдовце Оливере Тринки.
           Оставшись с грудным ребенком (дочерью) на руках, потерянный папаша беспорядочно мечется по жизни, пытается успеть везде, не желает отказываться ни от чего привычного, норовит спихнуть ребенка на пожилого отца, потом однажды срывается на важном мероприятии и
теряет работу, да так, что слава о случившемся идет по всему Нью-Йорку, работа в рекламе больше не светит, прощай блистательная прошлая жизнь — приходится переехать к отцу в провинцию и устроиться помогать ему в городских уборочных службах — из князей в грязи. И глупого Тринки начинают воспитывать все подряд — родной отец, два очень колоритных его друга-собутыльника, девушка-продавщица из ближайшего видеопроката (Лив Тайлер) и, наконец, его собственная семилетняя уже дочь Герти. Как-то так сложилось, что все эти люди умеют ценить в жизни в первую очередь друг друга, умеют дарить друг другу тепло и быть счастливыми этим. И только лишь безмозглый, хоть и не безнадежный Оливер Тринки не оставляет надежды всё это бросить и снова ринуться к пустым и холодным недосягаемым звездам, к которым когда-то был так близок.
           И вот глупым молодым папашам и мамашам (ведь таковые тоже встречаются) преподают урок за уроком, концентрируясь на этической стороне дела, но при этом не забывая напоминать и о немаловажности технической. Урок номер два: «Учись быть отцом, дурак!» Урок номер три: «Правильно менять памперсы тоже надо уметь». Урок номер четыре: «Когда вы думаете, что ребенок научился ходить и говорить, а значит все трудности позади — готовьтесь к следующим испытаниям — теперь он начнет задавать вопросы, и вы должны уметь ему кое-что объяснить».
Урок номер пять: «Поверьте, иногда поковыряться с ребенком в песочнице важнее самых важных планов». Урок номер шесть: «Вы очень нужны своим родителям».
           Не стоит пугаться, фильм хоть по факту и является тотальной пропагандой семейных ценностей, но никакого навязчивого морализаторства в нём нет. Очень сентиментальная, очень романтическая, где-то сказочная, где-то реальная история снята красиво и энергично, с добрым юмором, с задором и колоритом. В фильме нет полупрозрачных персонажей, каждая роль хорошо выражена, а если где-то слишком стереотипна — то это от сказочного, а не от поверхностного, в каждой уважающей себя сказке должны быть узнаваемые типажи. А уже симпатичность их определяется нюансами, коих предостаточно в «Девушке из Джерси». Энергетики фильму добавляет и хорошо проработанное музыкальное сопровождение, а музыкальность картины усиливается легкой театральностью, ненавязчиво и тоже с юмором раскиданной по сюжету — как в виде явных театральных представлений, так и неявно в постановке некоторых сцен, а также в рифмованности различных эпизодов.
           Что касается извечного больного вопроса — отечественного дубляжа, тут без фокусов, конечно же, не обошлось. Начать с того, что после просмотра картины становится ясно,
что «girl» в её названии это, конечно же, не «девушка», как интерпретировали наши прокатчики, а «девочка», главная героиня фильма, семилетняя Герти. В остальном — не сказать, что переводчики, как это часто у нас бывает, несли отсебятину, но в русском эквиваленте некоторых диалогов совершенно утерян акцент, в оригинале составлявший соль фразы. Но осмелимся утверждать, что целиком испортить фильм наши умельцы всё же не смогли, ведь картина о том, что должно быть понятно всем и почти без слов.
           Несмотря на всю классичность и сюжета, и темы, и интерпретации, Кевин Смит всё же не может совершенно отказаться от своего шутовского кинематографического багажа и не пошалить на тему легкого шокирования общественности. Так, дважды в фильме мелькает замечательный эпизод с перерезанием горла в некоей сценической постановке. В первый раз Герти и её папочка смотрят на это из зрительного зала, и камера подробно показывает выражения их лиц — папа с отвращением морщится, а дочь большими невинными глазами спокойно с интересом наблюдает за происходящим, нисколько не поддаваясь эпатажу. В следующем эпизоде добрая Герти уже сама ставит этот понравившийся ей спектакль на школьной сцене, а ее отец и дедушка выступают в роли убийцы и жертвы. За кулисами падает в обморок директриса, родители в зрительном зале некоторое время пребывают в шоке. Режиссёр наслаждается сознанием того, что шалость удалась. Очень в духе Кевина Смита — изобразить символичность и многозначительность и тут же превратить это в остроумный фарс.
           Кстати, это небольшое озорство вполне органично вписывается в характер маленькой дочери главного героя, на идеальность которого ничто не может бросить даже мнимой тени, из-за чего Герти кажется единственным целиком сказочным персонажем. Еще в советском кинематографе существовал такой класс фильмов — про очень мудрых детей, которые воспитывают своих глупых родителей («Будьте моим мужем», «Двое и одна», наверно, можно вспомнить и другие). «Эх, Наташа, Наташа...» — стыдит не по годам мудрый маленький мальчик свою мать, ведущую себя как глупая маленькая девочка. Герти в «Девушке из Джерси» — такая же.
Подбадривает отца, подсказывает ему как поступить, воспитывает своим собственным поведением. Сама, основываясь на своей детской душевной чистоте, никогда не ошибается, не совершает неверных поступков. Откуда берут режиссёры такие образы? Это их идеальные мечты? Неужели и в самом деле бывают такие дети? И ещё более интересный вопрос — почему-то очень трудно представить, что может вырасти из такого ребенка — необъяснимое противоречие. Но это мы уже отвлеклись от темы. Смотреть на таких детей в кино исключительно приятно, они умны, прелестны, и могут вызывать одно лишь сплошное умиление.
           Вот так шаг за шагом, родная дочь, родной отец и другие добрые люди приводят к истине гоняющегося за призрачным счастьем Оливера Тринки, в котором многие из нас должны узнать себя. Но важно не просто прийти к ней — важно еще и успеть вовремя. Оливер Тринки бросает свои призрачные мечты, мчится со всех ног — и успевает. Только что он чуть не сделал несчастными троих людей разом. Но успел в последний момент. Все счастливы, занавес, аплодисменты.