"Тройной форсаж: токийский дрифт" (The Fast and the Furious: Tokyo Drift)
Рецензия к фильму Джастина Лина.


           Представители Universal Pictures решили не обнародовать производственный бюджет – это, вообще говоря, косвенно свидетельствует о том, что кинокомпания не слишком рассчитывала на большой коммерческий успех «сиквела». Тем не менее лента Джастина Лина, даже невзирая на наличие мощных конкурентов (не только анимационные «Машинки», но и комедия «Сперначо», и мелодрама «Дом у озера», обе – отмеченные присутствием «звёзд»), очень пристойно стартовала в национальном прокате, в первый же уик-энд собрав почти $24 млн. И всё же самое удивительное заключается в том, что третий фильм складывающегося цикла, лишённый особых художественных претензий, тем не менее выглядит предпочтительнее как явно переоценённого оригинала Роба Коэна, так и продолжения, снятого одарённым афро-американским режиссёром Джоном Синглтоном без видимого интереса, чисто механически. Сложно понять, что здесь сказалось. Личность постановщика, который, даже имея в своём активе талантливую криминальную драму «Завтра повезёт больше» /2002/, при мизерных затратах неплохо прошедшую в прокате, накануне представил провальный «Аннаполис» /2006/. Или же сценарий Криса Моргана, всего годом ранее дебютировавшего триллером «Сотовый», – сценарий в целом заурядный, построенный по привычной схеме. На самом деле – не так уж важно, кому из создателей пришла в голову счастливая идея, заставляющая более терпимо отнестись к экранным злоключениям очередных «быстрых и неистовых» (так оригинальный заголовок переводится дословно), не представляющих свою жизнь без форсажа. И даже, пожалуй, не одна идея, а две.
           Во-первых, авторы проявили оригинальность в том, что сосредоточились на явно неординарной разновидности самих гонок. Ведь, право, ралли во всевозможных вариантах, от классических состязаний на трассе до новомодного «стритрейсинга», вслед за США с Европой покорившего и российские города, возникало на экране уже столько раз, что это не набило оскомину разве что наиболее фанатичным приверженцам автомобилей. Причём зрелищность таких кадров на поверку имеет весьма ограниченный эффект, предоставляя кинематографистам сравнительно небольшой арсенал выразительных средств – грубо говоря, лицезреть стремительную череду примерно одинаковых планов разной крупности быстро надоедает.
           В данной связи тот самый управляемый занос, положенный в основу соревнований токийскими любителями экстремально быстрой езды, смотрится очень красиво и неизбито. Нельзя не отдать должного филигранному мастерству каскадёров и упорству создателей, в общем и целом разбивших на съёмках порядка сотни машин, в том числе несколько дорогих и даже эксклюзивных моделей; в частности, ни разу прежде не появлялась на американских кино- и телеэкранах Toyota Chaser с двигателем от Lexus SC300. Ради одной лишь картины того, как роскошные (в основном японские) иномарки едут преимущественно юзом, двигаясь по сложной траектории на опасном горном серпантине, не грех потратить время на просмотр!
           Есть, кроме того, и второй любопытный аспект, даже если и не входивший в авторский замысел, а возникший спонтанно. И Коэн, и Синглтон придерживались довольно распространённой сюжетной схемы о полицейском под прикрытием, пусть служившей лишь поводом для профильных эпизодов. А вот в ленте с подзаголовком «Токийский занос» тому же не поспособствовало даже исполнение роли Камата, могущественного босса якудза, актёром Сонни Чиба – легендарной «звездой» японских боевиков, дополнительно прославленным Квентином Тарантино в двухтомнике «Убить Билла». Равно как и косвенный намёк на события оригинала, ради которого был привлечён Вин Дизель собственной персоной. Лин и Морган явили, скорее, психологическую драму о подростке или юноше, который, лишь вступая в большую жизнь, оказывается не в состоянии избежать конфликта с окружающей социальной действительностью, в том числе с ближайшими родственниками.
           Актёр Лукас Блэк, в свои двадцать четыре года достаточно убедительно изобразивший ученика одного из старших классов средней школы, внешне, быть может, и похож на Пола Уолкера, воплотившего центральный образ в предыдущих фильмах серии. Только поведение Шона Босуэлла явно выдаёт в нём наследника дела легендарных молодых возмутителей спокойствия, впервые озаривших своим присутствием экран ещё в 1950-е годы, а позднее – перекочевавших в разные части света, в том числе в Японию. В первую очередь имеются в виду Марлон Брандо и Джеймс Дин, в чьей лучшей, ныне классической картине «Бунтовщик без причины» /1955/ Николаса Рея была душераздирающая, трагически завершившаяся сцена автомобильной дуэли с предводителем шайки хулиганов. Долгий (длящийся около пяти минут) кульминационный эпизод поневоле заставляет испытать ощущение дежа вю!
           Правда, в данном отношении авторам «Тройного форсажа: токийского заноса» далеко до подлинного достижения. Именно здесь подводит слабый драматургический материал, особенно – обилие окружающих Шона стандартных, невыразительных персонажей со второго плана, исполняющих сугубо функциональные роли: красотка, чьё сердце Босуэлл должен покорить в борьбе с соперником, якобы забавный темнокожий приятель, специализирующийся на мелкой торговле, и т. д. Поэтому не удивительно, что Лин начисто уступил своему коллеге Роберту Родригесу, который дебютировал в США скромным по затратам телевизионным фильмом «Уличные гонки» /1994/, не менее, пожалуй, впечатлившим соответствующими эпизодами. Но и, кроме того, отлично стилизованным под манеру «голливудских профессионалов 1950-х», в том числе упомянутых Бенедека и Рея, и поразившим той лёгкостью, с какой мексиканский режиссёр воспроизвёл и переосмыслил многие давние мифы американского кинематографа.