"Самый быстрый "Индиан" (The World's Fastest Indian)
Рецензия к фильму Роджера Дональдсона
В ролях: Anthony Hopkins (Энтони Хопкинс), Iain Rea (Йейн Ри), Tessa Mitchell (Тесса Митчелл), Aaron Murphy
(Аарон Мэрфи), Tim Shadbolt (Тим Шэдболт), Annie Whittle (Энни Уиттл), Greg Johnson (Грег Джонсон),
Antony Starr (Энтони Старр), Kate Sullivan (Кейт Салливан), Craig Hall (Крейг Холл), Jim Bowman (Джим Боуман),
Alison Bruce (Элисон Брюс), Phoebe Falconer (Фиби Фальконер), Charles Napier (Чарльз Напье), Scott D. Carson
(Скотт Д. Карсон), Zachery Ty Bryan (Закери Ти Брайан). Режиссер: Roger Donaldson(Роджер Дональдсон), Сценарий: Roger Donaldson(Роджер Дональдсон). Страна: Новая Зелландия-США.
Год выпуска: 2005.
Чудаковатый новозеландец Берт Манро отправляется в США, чтобы принять участие в гонках на раритетном мотоцикле «Индиан» 20-ого года выпуска. Бертом движет страстная любовь к скорости и стремление воплотить в жизнь свою юношескую мечту. Друзья и случайные попутчики, не смотря на симпатию к мотоциклисту, скептически оценивают его древнюю машину. А зря: в 1967 году Манро установит на своем «Индиане» мировой рекорд скорости. Рекорд, который не побит до сих пор.
«Безжизненная легенда»
Режиссер Роджер Доналдсон лично был знаком со знаменитым Бертом Манро и в 72 году, еще в начале своей карьеры, сделал о нем документальный фильм – «Жертвоприношение богу скорости». В 78 году Манро умер, а Доналдсон через несколько лет снял фильм «Баунти», в котором сыграли Мэл Гибсон, Энтони Хопкинс и Лоуренс Оливье. Не смотря на звездный актерский состав, картина провалилась в прокате. Но Роджер продолжил снимать фильмы в Голливуде, методично выводя новозеландский кинематограф на мировую арену. Сегодня все эти давние факты, как в хорошем детективе, снова возвращаются к нам, связанные воедино картиной «Самый быстрый «Индиан», где Хопкинс играет Манро, а Доналдсон гнет свою линию о покорении Америки новозеландским самородком.
Основной пафос нового фильма Доналдсона сводится к следующему: если ты стар, если ты приехал в Америку с другого полушария, заложив дом, чтобы купить билет в один конец, и если твоя победа забылась быстрее, чем можно было ожидать, – даже если все это так, ты все равно крутой. Художественный фильм, основанный на документальных событиях, стремится обыграть реальные факты так, чтобы они служили выражением идеи. Берт Манро действительно был стар, когда приехал в Бонневиль в 67 году и установил мировой рекорд скорости на доисторическом «Индиане». Но кто, кроме особо интересующихся, помнит об этом сегодня?
Новозеландец в Америке, один в чужой стране, как провинциальный житель в мегаполисе, – он не опозорился, напротив, завоевал славу себе и своей родине. Но надолго ли? Взбалмошный старик, не ищущий ничьих симпатий и как раз за это любимый всеми… Но кого сейчас волнует харизма какого-то старого гонщика? Против этой несправедливости и выступает Роджер Доналдсон, делая своим главным оружием – Энтони Хопкинса. Вдвоем они стремятся повернуть время вспять и оживить легенду. Как будто легенда – это то, что можно убивать или воскрешать по собственному хотению.
Стареющий Хопкинс, некогда великий, а теперь замедляющий скорость (в противоположность своему герою), и неудачливый новозеландский режиссер, которому так и не удалось ни снять мировой шедевр, ни поставить мировой рекорд (опять же, в противоположность герою фильма). Они словно бы выбрали реального Берта Манро для того, чтобы сделать из него миф и опровергнуть собственную действительность. Мир картины, на редкость объемный, проработанный до последней мелочи, фальшивит в своем пафосе. Казалось бы, создателями фильма двигало искреннее восхищение фигурой Манро, восхищение, которым они хотели поделиться со зрителем. Герой фильма мочится под лимонное дерево во дворе, заводит среди ночи свой мотоцикл, доканывает молодых попутчиков разговорами о вреде курения. Но его все любят, и чем дальше, тем больше – от соседей, которым он не дает спать по ночам, до трансвестита на респшене голливудской гостиницы. Любят за его упрямство, за его непосредственность, за его молодое сердце. От приторности, которой пропитана вся изложенная в фильме история, у настоящего Берта Манро волосы на седой голове встали бы дыбом! Но это пустяки, ведь речь идет о том, чтобы увековечить его (а то и собственное) имя для потомков, и тут – все средства хороши.
Фильм Доналдсона собран из множества невзрачных деталей, как «Индиан» Монро, и детали эти вкупе должны производить ошеломляющий эффект. Так это задумано. Но мирового рекорда ему, в отличие от легендарного мотоцикла, все же не поставить. Отсутствие элементарной жизненности сделало воздух картины слишком разреженным. Тема поднята рискованно узкая: дело даже не в мотоциклах и не в фигуре Берта Манро, а в идее триумфальной старости, которую два часа нещадно вдалбливают в зрителя. Энтони Хопкинс талант, разумеется, не пропил и по-прежнему может оживить любого персонажа. И в этот раз оживляет – неправдоподобного, а потому и не вызывающего симпатий Берта Манро. Не того, который поставил мировой рекорд в Бонневиле. А того, который призван донести до зрителя режиссерский замысел: старик из богом забытой страны тоже может добиться славы, если он хороший человек. Сдается только, что сама победа Берта Манро доказывает все это гораздо мощнее фильма. А то, что о ней сейчас мало кто помнит, – так это жизнь. Жизнь, которой не нашлось места в картине Роджера Доналдсона.
Титр «основано на чёртовых реальных событиях» он для разных фильмов значит совершенно разное. В одном случае он костыль, объясняющий публике, зачем вообще снимать такое кино. В другом — это отдельный стимулятор слёзных желез для слабого пола, см. «одноногая собачка», повод одним считать фильм дешёвым кичем, другим же превозносить его до небес как высшую жизненную правду (а не какой-то там вымысел!).
Бывают также и такие фильмы, что «основанность» эта им как бы и не нужна, ибо они и сами по себе — самодостаточные произведения искусства, имеющие свою ценность, и весьма высокую.
Но бывают фильмы, которые вроде не рассказывают нам о невероятных человеческих подвигах, высоком героизме, ужасных страданиях, великих людях и прочем. Бывают такие фильмы, которые о скромных подвигах, более чем скромных людях, с которыми фильм успевает так сжиться, что «основано на реальных событиях» — тут это как знак качества. Его не надо указывать после заглавия в титрах, его не требуется писать крупным шрифтом на постерах.
Это просто дань уважения, знак зрителю, что за несколько десятков минут, проведённых перед киноэкраном, вы успели полюбить человека, который на самом деле жил, который на самом деле был вот таким, который на самом деле сделал все положенные сто шагов к личному, никому более не важному подвигу. И победил.
Австралиец Бёрт Монро остался в истории покорителем двухсотмильного скоростного барьера на классическом мотоцикле «Индиан» выпуска 1920 года. А вот как ему это удалось, что для этого нужно было совершить, и вообще, какого чёрта ему это на старости лет понадобилось — вот те вопросы, на которые может для себя ответить только смотревший.
Любое искусство самоценно именно моментами истины, когда оно показывает себя так, как не может показать себя любое другое. Бывают картины, которые не оживить, не разрушив магию замершего движения. Бывают слова, которые описывают небывалое, невообразимое, неэкранизируемое. Бывает музыка, в которой заключены эмоции, не имеющие обозначения в человеческих языках. Бывают фильмы, которые оживляют то, что невозможно придумать, которые оживляют саму жизнь.
Это не Энтони Хопкинс под руководством Роджера Дональдсона играет престарелого австралийского чудака-гонщика — наивного, смелого, не сдающегося, готового идти до конца. Это сам Бёрт Монро оживает в этих знакомых чертах, в которых светится вся свобода этого мира. Свобода проплыть, проехать, протащить, снова проехать, и затем сесть, завести, и исполнить мечту.
Снято немало фильмов о мечте и её воплощении. Как правило, они этим воплощением и заканчиваются. «Самый быстрый “Индиан”» с его непобитым до сих пор рекордом, он не о человеке с мечтой, он о мечте в человеке. Мечте, которая была осуществлена задолго до отплытия из Австралии в Америку. Бёрт Монро в конце своего путешествия возвращается назад, в свою австралийскую глубинку, и он ничуть не более счастлив от своей жизни, чем был, когда отправлялся в путь за рекордом. Этот человек был и так счастлив до предела, он всего лишь дал своему счастью реализоваться.
А мы увидели об этом замечательный, добрый, щемяще-уютный фильм. Роуд-муви, которая начинается не у дороги и заканчивается не у неё. Она, если хотите, и не заканчивалась. До встречи в кино.