|
Жанр: "Амистад" - это историческая эпическая этническая драма о черных и белых, аболиционистах и работорговцах, о носящих завитые парики и о тех, кто парится в духоте корабля, об одетых в костюмы с иголочки и о тех, кто пытается стряхнуть с себя иго рабства, о тех, у кого есть знаки отличия и о тех, у кого на теле нет практически ничего, кроме набедренной полотняной повязки и железных цепей. Действие происходит сначала на воде (судно "La Amistad"), а потом на земле (в Америке в зале суда). Иными словами, в "Амистаде" повествуется о черных, чьей судьбой занимается Белый дом. Фильм выиграл семь "Оскаров", включая награду Спилбергу (который, кстати, еще до снятия этого фильма усыновил африканского мальчика Тео) как лучшему режиссеру. О чем: Сценарий базируется на реальном историческом материале; в Америке сейчас даже существует общество историков под названием "Амистад", которое занимается исследованием этого инцидента; есть люди, которые пытаются построить модель корабля; наконец, этому событию посвящено множество научных диссертаций и книг. В 1839 году один из африканцев на корабле под названием "Амистад", идущем на Кубу, находит ключ от цепей, высвобождается сам и высвобождает друзей. На “Амистаде” начинается бунт (все это происходит в те времена, когда Америка, Испания и Великобританияобъявили незаконным похищение и торговлю рабами). Команда корабля безжалостно уничтожена (после особо жестоких моментов в фильме очень сложно становится сочувствовать африканцам), в живых остаются лишь двое. Рабы хотят плыть обратно в Африку в свой родной дом, но вместо этого в течение двух месяцев, страдая морской болезнью, болтаются по океану, облапошенные двумя пощаженными моряками. Корабль, на котором происходят различные недружелюбные зверства, называется – видимо, иронически - "La Amistad", что в переводе с испанского значит "дружба". Когда рабы, схваченные моряками с другого американского корабля, достигают американской земли, в фильме разворачиваются судебные баталии, которые должны решить судьбу "говорящего груза". Примечательно, что похожие баталии разворачивались и вокруг сценария "Амистада": Спилберг был обвинен в плагиате, должен был уплатить круглую сумму, но выиграл. Выиграли ли свое дело рабы, вы узнаете, посмотрев фильм. Персонажи: Персонажи - говорящие "рабы не мы, мы не рабы" рабы, рыбы, "живое" карго и карга королева Испании, призывающая вернуть корабль в испанские воды. Обучающий рабов английскому языку йельский лингвист и линчеватели, не видящие в них человека. Португальские работорговцы и портовые моряки. Государственные деятели и умирающие от голода дети. Контекст: В 1810 году, почти за тридцать лет до бунта на "Амистаде", работорговля в США официально закончилась; в 1831 году в штате Вирджиния произошло восстание Ната Тернера; в 1997 году, когда снимался "Амистад" c участием Хопкинса в роли президента Адамса, в Америке приступил к выполнению обязанностейвыбранный на второй срок Билл Клинтон, погибла принцесса Диана, умерла мать Тереза, убили модного дизайнера Джанни Версаче, афроамериканец О. Джей. Симпсон был признан виновным в гражданском суде; космические корабли Америки и России соединялись в пространстве. Деталь: Предводитель рабов прерывает заседание суда, и, коверкая английский язык, наивно, по-детски кричит: "дайте свободный, дайте свободный!" Кадр: Когда иссякают запасы пищи на корабле, португальские работорговцы решают разнообразить меню рыщущих в океане акул, привязывая пятьдесят рабов к тяжелым, набитым камнями мешкам, и спускают их за борт. Актеры: Как известно, приближаясь к середине девятнадцатого века, люди, населявшие Соединенные Штаты, были преимущественно выходцами из Северной Европы – поэтому вовсе не случаен тот факт, что Спилберг набирает труппу, в большинстве состоящую из англичан. В фильме играют прославленный "Ганнибал Лектер" Энтони Хопкинс в роли президента США Джона Квинси Адамса, а также Мэтью МакКонехи в роли субтильного книголюба и адвоката Роджера Болдуина, отстаивающего интересы рабов, знаменитый черный актер с "говорящей фамилией" Морган Фримен в роли аболициониста Теодора Джоадсона, Найджел Хоуторн и другие. Как сделано: Недаром "Амистад" былноминирован на Оскар за лучшую кинематографию и "костюмографию": каждая деталь доведена до совершенства, видим ли мы стоящего у трюмо президента или тени на лице спрятавшегося в трюме раба. Рядом с этим фильмом находится все что угодно, начиная с четырнадцатиминутного фильма 1903 года "Хижина дяди Тома", продолжая "Телом и душой" 1924 года с участием знаменитого черного активиста и певца Поля Робсона, доходя до "Корней", телевизионного минисериала 1977 года, произведшего фурор в Америке и до сих пор имеющего огромный успех (в этой передаче черная семья пыталась выяснить свою генеалогию), и до "Колеса фортуны" Барбета Шредера, в котором мужчина убивает свою гражданскую жену инсулином, и его защищает адвокат, "списанный" c настоящего адвоката, антиполиткорректного борца за права Алана Дершовица. Также этот фильм напоминает "Список Шиндлера" самого Спилберга, который, похоже, делает столько же для черных, сколько "Список Шиндлера" для евреев. |