Новую попытку соединить развлекательный сюжет с философскими концепциями «миров Айзека Азимова» предпринял режиссер Крис Коламбус. Прославившийся своими комедиями («Один дома, части 1 и 2», «Отель разбитых сердец», «Поймет только одинокий») Коламбус сделал позднее крен в сторону мелодрамы («Миссис Даутфайр», «Девять месяцев»); а его последняя картина «Мачеха» (1998) - это уже чистая мелодрама. «Двухсотлетний человек», поставленный по рассказу Айзека Азимова, а также по роману Азимова и Роберта Силверберга «The Posttronic Man», - первый опыт режиссера в фантастическом жанре, рассчитанный, как и другие ленты Коламбуса, на семейную аудиторию. Главную роль - робота - сыграл прославленный комедиант Робин Уильямс, до этого уже дважды снимавшийся у Криса Коламбуса («Миссис Даутфайр» и «Девять месяцев»)… Во времена не столь отдаленного будущего, о котором идет речь в фильме, робототехника вошла в повседневную жизнь миллионов американцев. Электронная корпорация «Robotics» разработала новую модель андроидов - помощников в домашнем хозяйстве. Одну из таких машин и купила богатая семья Мартинов.
Робот NDR-114, похожий на человека, закованного с ног до головы в металлические латы, сразу получил имя Эндрю; так его назвала семилетняя Грэйс, которая не могла выговорить слово «андроид». Робот же «знал», что в семье есть Сэр, Мэм, Мисс (девятилетняя дочь Аманда) и Маленькая Мисс (Грэйс). Мартины были потрясены, когда из головы Эндрю неожиданно выдвинулся голографический экран, на котором высветились три основных закона робототехники. Они гласили: 1) робот ни в коем случае не должен причинять вреда человеку; 2) робот должен подчиняться приказам человека, если это не противоречит первому закону; 3) робот должен защищать себя, пока это не входит в противоречие с первым и вторым законами. Итак, Эндрю приступил к исполнению своих обязанностей. Работая быстро и безошибочно, он сразу освободил Мартинов от всех хлопот по хозяйству. Но вскоре глава семьи Ричард заметил, что робот отличается не только дисциплинированностью «в заданных параметрах»; андроид, словно человек, очень быстро учился, проявляя при этом способность к самостоятельному мышлению и творческую инициативу. Не все члены семьи хорошо относились к Эндрю. Жена Ричарда побаивалась этой «механической домработницы», а дочери и вовсе приняли его в штыки. Однажды робот даже получил приказ выпрыгнуть из окна, что и исполнил в соответствии со вторым законом робототехники. Хорошо, что в его программу была заложена функция самовосстановления, а то пришлось бы отдать андроида в ремонт.
Но вскоре робот сделался лучшим другом Маленькой Мисс. Произошло это так: случайно сломав любимую игрушку Грэйс - миниатюрную стеклянную лошадку, Эндрю решил, что должен исправить свою ошибку. Изучив за ночь несколько книг по биологии и механике, он изготовил из дерева новую лошадку - еще лучше прежней. Маленькая Мисс была на верху блаженства… Постепенно в Эндрю открылся настоящий талант изобретателя и конструктора. Но еще невероятнее было то, что андроид стал испытывать ощущения, очень похожие на человеческие эмоции... Хозяин Эндрю быстро понял, что перед ним не обычный робот, а личность, способная многого добиться. Ричард приобщил его к своей работе в области архитектуры и начал всячески развивать в андроиде его уникальные качества. Он стал учить Эндрю «быть человеком» (кстати, так назывался один из фильмов с участием Робина Уильямса)… Шли годы. За это время Эндрю стал самостоятельной личностью, у него даже появился свой счет в банке, быстро пополнявшийся благодаря многочисленным изобретениям андроида. Однажды он попросил Ричарда предоставить ему свободу, и мудрый хозяин, признав Эндрю независимым членом общества, позволил ему уйти и жить своей жизнью. Однако робот готов был вернуться по первому же зову...
К сожалению, поводы к возвращению оказались грустными. Люди, которых андроид так любил (сам не зная об этом), умирали. Сначала ушел из жизни Ричард Мартин, потом скончалась Маленькая Мисс, успевшая достичь преклонного возраста. А Эндрю, как и любая электронная машина, был обречен на бессмертие. После смерти Маленькой Мисс робот решил понять, чем он отличается от своих собратьев. Обойдя весь белый свет в поисках похожего на него андроида, Эндрю оказался в лаборатории профессора Руперта Бернса, который когда-то работал в корпорации «Robotics». Долгие годы Руперт разрабатывал экспериментальную программу по изготовлению андроидов, наделенных разумом и эмоциями. Эндрю и был таким опытным образцом. Несколько десятилетий назад над андроидом проделали операцию, в результате которой лицо Эндрю обрело способность выражать его внутренние переживания. Теперь же по просьбе Эндрю профессор, сняв с него металлические доспехи, придал ему вид обычного человека.
Встретив внучку Маленькой Мисс Поршу, похожую на свою бабушку как две капли воды, Эндрю влюбляется в нее. Порша отвечает ему взаимностью, но разве возможен союз обычной женщины и робота? Эндрю подает в государственные органы прошение о признании его человеком. Следует отказ - ведь робот бессмертен, а это противоречит человеческой природе. И тогда Эндрю просит Руперта Бернса сделать его смертным… Искусственный разум в системе человеческих взаимоотношений, личность и ее связи с обществом, и наконец, ход времени, которому подчиняется мироздание, - вот круг тем, затрагиваемых этой лентой. Не случайно номинации на «Оскар» был удостоен мастер грима Грег Кэнном, благодаря которому персонажи фильма на наших глазах изменяются под воздействием времени.