«НОКДАУН»
Cinderella Man
Премьера - 3 июня 2005 года
Этот фильм-биографию некоторые называют «Фаворит-2», потому что речь в картине идет еще об одном, на этот раз двуногом, неудачнике, который во времена Великой депрессии 30-х годов сумел совершить невозможное и стал, как и неказистая лошадка Сухарь, кумиром обездоленных американских трудяг. Не слишком успешный боксер-тяжеловес Джим Брэддок (1905-1974), отстраненный от профессионального ринга после нескольких переломов рук и окончательно разоренный экономическим кризисом, перебивается случайными заработками, чтобы прокормить жену и троих детей. В качестве одолжения он получил право послужить «грушей» у одного из соискателей чемпионского титула; однако вскоре Брэддок одержал ряд неожиданных побед и сам стал чемпионом. 13 июня 1935 года, выйдя на ринг голодным, Брэддок выиграл 15-раундовый поединок у самого Макса Баера - известного своей жестокостью спортсмена, убившего на ринге двух соперников. У фильма есть и второе неофициальное название - «Игры разума-2»; окончательный вариант сценария написал АКИВА ГОЛДСМАН, продюсер ленты БРАЙАН ГРЭЙЗЕР, режиссер - РОН ХАУАРД, а главную роль исполнил РАССЕЛЛ КРОУ.
Впрочем, в таком составе команда собралась не сразу. Проект зрел в Голливуде с 2000 года, и сначала роль титульного персонажа предлагали БЕНУ АФФЛЕКУ. К режиссуре примерялся БИЛЛИ БОБ ТОРНТОН, но контракт подписал ЛАССЕ ХАЛЛЬСТРЕМ. Аффлек отказался, да и Кроу, уже заинтересовавшийся проектом, соблазнился «Хозяином морей». Халльстрем обиделся и не стал ждать у моря погоды, зато освободился Хауард, покинувший «Аламо»; туда прибился Торнтон, Кроу же ушел вслед за Роном - оба хотели еще раз поработать вместе. Единственной константой проекта все это время оставалась РЕНЕ ЗЕЛЛВЕГЕР.
По признанию самой актрисы, играть ей было непросто: роль жены Джима в сценарии прописана очень скупо. Почему же такая яркая звезда была так верна столь невыигрышному для нее материалу? - «Это кино не о боксе. Это тихий, интеллигентный, не помпезный фильм; сейчас редко кто снимает такие ленты, потому что в них говорится об очень простых вещах: о любви, семье, достоинстве и силе духа. Но картины такого рода находят отклик в сердце любого зрителя и производят настолько сильное впечатление, что иногда могут изменить жизнь». Кроме того, Рене, по ее словам, согласилась бы на любую роль, чтобы поработать с Расселлом. Для Кроу же проект был притягателен именно темой семейных ценностей: актер недавно женился и очень серьезно относился к своему новому статусу мужа и будущего отца. В начале его удивительного «второго пришествия» Брэддоку задавали вопрос: «Как вышло, что в молодости ты так часто проигрывал, а сейчас снова побеждаешь?» И тот отвечал: «Теперь я знаю, за что дерусь. За молоко». Эта мотивация «зацепила» австралийца и стала для него ключом к роли. На съемки в Канаду Кроу приехал за несколько дней до своего 40-го дня рождения и встретил юбилей в ожидании Даниэль с уже трехмесячным сыном. Расселл оказался таким же трепетным отцом, как и Джим Брэддок, и отлично ладил с тремя ребятишками, которые играли «его» детей. Рассказывают, что было сделано 15 дублей той сцены, где один из сыновей бросается к папе с крыльца, и Расселл всякий раз ловко подхватывал мальчика, который иногда спотыкался на ступеньках. Был и такой эпизод: в период съемок по Канаде прокатилась волна антисемитских выходок; когда же в Монреале подожгли еврейскую школу, Кроу вызвался финансировать восстановление уничтоженной библиотеки: «Это отвратительно - нападать на детское образовательное учреждение», - сказал он. Снимать решили в Торонто, чем навлекли на себя внезапный гнев американского Конгресса. Вспомнившие о грядущих выборах парламентарии вдруг разразились призывом к студии Universal вернуть производство картины в США: фильм, дескать, на сугубо американскую тему, а Америка теряет от «бегства киноиндустрии» в канадский «налоговый рай» сотни рабочих мест. Universal выступила с ядовитой отповедью, выразив сожаление, что внимание Капитолия к действительно важной и актуальной проблеме привлек именно этот проект, поскольку его авторы при выборе места съемок менее всего руководствовались экономическими соображениями. Дело в том, что более трети действия фильма разворачивается в знаменитом нью-йоркском Мэдисон Сквэр Гарден, являющемся одной из шести однотипных грандиозных площадок для спортивных и увеселительных мероприятий, построенных на рубеже ХХ века в Северной Америке. Сам МСГ перестраивался с тех пор 4 раза, и сейчас ему совершенно невозможно придать тот вид, который был у него в 30-е годы; к тому же зал почти ежедневно бывает занят. Помимо него из «великолепной шестерки» сохранилась лишь бесхозная с 1999 года бывшая база одной из канадских хоккейных команд - старенький Мейпл Лиф Гарден; и вот эту базу можно было легко загримировать под ретро (съемки фильма могут стать «лебединой песней» зала: его собираются пустить на слом, построив на этом месте жилые дома и торговый центр). В Мейпл Лиф снимали несколько боев, в том числе и «зимних», а работали там в августе. На улице было плюс 300С (в такую погоду особенно эффектно смотрелся искусственный снег), поэтому массовка (несколько сотен зрителей в первых рядах) - в теплых пиджаках и шляпах - трудилась по 14-16 часов в день. Вентиляция практически не работала, в заброшенном здании пахло мочой. Один статист упал в обморок от духоты и утомления, а остальные завидовали резиновым «коллегам»: при выбранных углах съемки используемые обычно в таких случаях плоские картонные манекены не смотрелись, поэтому Хауард заполнил трибуны пятью тысячами безногих надувных кукол в нарисованных костюмах. Во время съемок поединков испытывал неудобства и Кроу: во время коротких пауз между дублями он, заядлый курильщик, не мог сам взять сигарету - мешали борцовские перчатки; чтобы облегчить жизнь знаменитому артисту, в его «углу» дежурил специальный помощник, который и зажигал ему сигарету, и помогал ее удерживать. Под фасад МСГ загримировали один из крупных городских универмагов, а в «роли» троллейбусов «выступили» два чудом сохранившихся в Торонто трамвая той эпохи. По случайному совпадению накануне начала съемок Adidas разместила на брандмауэре соседнего с МЛГ дома огромную, во всю высоту здания, рекламу с изображением... Мохаммеда Али. Готовиться к роли Расселл начал сразу после завершения работы в «Хозяине морей». Делать из себя боксера он поначалу поручил австралийцу ДЖО БАГНЕРУ. Тот сразу предупредил звезду, что бокс - весьма травмоопасный вид спорта, и даже с умелым партнером, в шлеме и щитках нужно быть предельно осторожным. Багнер до сих пор имеет зуб на Кроу, потому что вскоре его без объяснения причин заменили АНДЖЕЛО ДАНДИ. Патриарх среди тренеров, работавший с самим Мохаммедом Али и готовивший УИЛЛА СМИТА к исполнению роли суперчемпиона, провел один зимний месяц в Австралии, помогая Расселлу овладеть боксерской техникой 30-х годов и научиться вести себя на ринге и в раздевалке так, как это было свойственно спортсменам того времени. (После начала съемок Хауард сделал Данди консультантом по боксерским боям.) Кроу сдружился с местными боксерами. Особенно - с КОСТЕЙ ЦЗЮ; и словно в подтверждение этой дружбы получил такую же травму плеча, как и Костя. Багнер после этого публично весьма нелестно отозвался о Данди; Расселл позвонил и обругал Джо последними словами, тот ответил... Анджело, и правда, был ни при чем: Кроу вывихнул руку, когда его удар пропустил ученик Данди, Уэйн Гордон, которому маэстро поручил вести занятия по общей физической подготовке и проводить ежедневные спарринг-сессии с актером. Как бы там ни было, Расселл перенес вторую операцию (первый раз он повредил плечо во время подготовки к так и не состоявшемуся фильму «Флора Плам»), за которой последовал двухмесячный восстановительный период. Надо отдать должное Кроу: едва прислушиваясь к ворчанию врачей, он реабилитировался весьма «агрессивно», следуя специальной методике, которая позволяла накачивать мускулы, тренируясь с малыми весами и с минимальной нагрузкой на суставы и связки. При этом Рон Хауард отмечал, что Кроу даже из простоя умудрился извлекать пользу: влезал в шкуру профессионала, частенько вынужденного бездействовать из-за травм. Роль главного соперника Брэддока, Макса Баера, досталась актеру КРЭЙГУ БИРКО, а вот остальных противников играли настоящие боксеры - ТРОЙ РОСС, МАРК СИММОНС и АРТ БИНКОВСКИ. И пусть поклонников ринга не смущают слова о том, что фильм - не о спорте: участники тест-просмотров утверждают, что по своей реалистичности и жесткости ожидающее нас зрелище, возможно, превосходит все, что снималось о боксе до сих пор, включая и шедевр Скорсези «Бешеный бык». Ведь по статистике в те времена тяжеловесы за время боя наносили друг другу примерно в 20 раз больше ударов, чем сейчас, и били они сильнее и резче. Тот же Бинковски во время подготовки к съемкам обнаружил, что в 30-е годы боксерские перчатки были гораздо тоньше и мягче современных и при сильных ударах по голове сминались до костяшек кулака. «Этим парням приходилось очень несладко, а ведь зачастую их гонорар не превышал $100!» - поражался Арт. Все боксеры и Анджело в один голос утверждали: Расселл - милый и очень простой в общении человек. Реального тренера-менеджера Брэддока, Джо Гулда, играет ПОЛ ДЖАМАТТИ. У него несколько иное мнение о Кроу: «Я никогда не получал большего удовольствия от работы с партнером. Но многое в этом человеке я так и не смог понять. Он пугающе сложный парень». Последний раз на экране Кроу был длинноволосым блондином Джеком Обри; перед съемками «Золушки» его сделали брюнетом и коротко остригли. Для придания портретного сходства с прототипом изменили с помощью грима форму носа и заметно оттопырили уши. Перед «Хозяином морей» Расселл поправился до 103 кг, а перед этим фильмом похудел до 79 (это на 6 кг меньше, чем весил его Гладиатор). Предвидя замечания знатоков, Кроу поясняет, что он стремился обрести такой вес, чтобы пропорции его тела соответствовали пропорциям Брэддока, который весил 87 кг, но был на 9 см выше, чем он. Расселл сгонял вес, занимаясь бегом, горным велосипедом и аэробикой; вставал в 5 утра, чтобы к 6 уже быть в спортзале. Спецпитание на площадке ему обеспечивал личный повар, а в перерывах он грыз морковку и сельдерей.
Кроме того, Расселл бросил пить: решил, во-первых, не толстеть (выпивка, говорит он, это лишние килограммы), а во-вторых - морально поддержать в течение всех девяти месяцев вынужденно трезвую беременную супругу. Но на неизбежные вопросы о секретах похудения только отшучивался: «Какая низкоуглеводная диета? Нужны только ринг, жар от софитов и добрый друг, готовый выбить из вас душу». Забавно, но примерно в то же время - после «Бриджит Джонс-2» - пришлось радикально худеть и Рене. Кстати, ее Мэй Брэддок в фильме - тоже брюнетка, но Зеллвегер - поначалу по крайней мере - использовала парик, потому что вне площадки ее видели, как обычно, блондинкой. Правда, сейчас у актрисы темные волосы; когда именно произошла метаморфоза - неизвестно. Лучшего друга Брэддока, Майка Уилсона, играет британец ПЭДДИ КОНСАЙДИН. В сцене пожара самодельных лачуг в Центральном парке ему положено было лежать неподвижно среди хорошо отрепетированной «всеобщей паники». Члены массовки старательно обегали его по заданным траекториям; неприятности актеру доставляли... овцы. В эпизоде было задействовано несколько парнокопытных, которым трудно было объяснить, что на лежащего в грязи Пэдди наступать нельзя. Когда две увесистые овечки едва не затоптали бедолагу в очередном дубле, тот не выдержал и пожаловался дрессировщику. «Которые две?» - совершенно серьезно спросил тот, предлагая Консайдину вычленить обидчиц среди десятка животных одинаковой породы и рас-цветки. Задохнувшемуся от растерянности приятелю пришел на помощь австралийский скотовод Кроу. «Они примерно вот такой высоты, обе в толстых шерстяных кофтах», - ответил он, тоже сохраняя серьезное выражение лица. Разумеется, до бульварной прессы «доходили» с площадки разные «пикантные» слухи. Например, о том, что Расселл Кроу «звездит»: никого не пускает в свой трейлер-гримерку, окна в котором закрыты темными шторами, и не разрешает членам съемочной группы пользоваться своим личным трейлером-спортзалом! А однажды у него разболелся зуб, и он ушел в самоволку к дантисту, не предупредив об этом собравшихся для работы коллег. Источники, как всегда, анонимны. Пресс-секретарю Зеллвегер пришлось опровергать сообщения о том, что Рене якобы была так шокирована неприятным запахом изо рта партнера, что перед сценой с поцелуем предложила Кроу воспользоваться дезодорантами, а когда тот отказался, заявила режиссеру, что «близких контактов» не будет; Рону якобы пришлось искать дублера и снимать поцелуй со спины. Владелец бара «Хемингуэй» с удивлением узнал из таблоидов, что Кроу непотребно вел себя в его заведении: приставал к женщинам, устроил скандал из-за взятой без разрешения зажигалки и, сняв рубашку, пытался петь.
А вскоре все газеты облетела новая сенсация: Кроу подрался со своим телохранителем, да так, что откусил ему ухо, как Тайсон Холифилду. На этот раз Расселл сам выступил с публичным разъяснением, которое позже подтвердил и «пострадавший» Марк Кэрролл. Кроу в баре заговорил с одной из статисток - общей его и Даниэль знакомой, бывавшей у них дома. Марк сказал приятелю, что его общение с женщиной может быть неправильно истолковано окружающими, а Расселлу, измотанному неделей ночных съемок и пропустившему уже пару пива, показалось, что Кэрролл сам обвиняет его в измене жене. На ухо Марка он не покушался, и оба забыли о недоразумении гораздо раньше, чем зажили их синяки. «К счастью, в эти дни мы снимали сцены после одного из боев Брэддока, так что гримерам, которые рисовали мне фингалы, просто было меньше работы», - откомментировал последствия инцидента актер. Выпуск фильма планировался на 17 декабря 2004 года - с явным прицелом на «Оскар». Травма звезды сдвинула начало съемок и вынудила перенести премьеру на март 2005-го. Потом руководители студии заявили, что им требуется больше времени для рекламной кампании. Однако летний релиз отнюдь не ставит крест на «оскаровских» притязаниях «Золушки» - достаточно вспомнить того же «Фаворита», «Эрин Брокович» и небезызвестного «Гладиатора»!