СВЯТОША
HOLY MAN
Touchstone Pictures, 1998
Дистрибьютор ВидеоСервис
Режиссер Стивен Херек
В ролях Эдди Мэрфи,
Джефф Голдблюм, Келли Престон
Касса мирового проката: $13.5 млн
Дата релиза - 22 апреля
«...Я не боюсь!.. Без паники!.. Надо просто быть самим собой... Я готов, полностью готов. Я должен понравиться своему начальнику, потому что я профессионал!.. Хорошо... Еще лучше! Не останавливаться! Идти от лучшего к лучшему до самой вершины!..»
Таким аутотренингом Рикки Хэймен занимался каждый день. Но, судя по всему, психологические установки не давали должного эффекта. Рикки работал на телевизионном рекламном канале «Магазин на диване», и, как он ни бился, повысить эффективность работы канала никак не удавалось. Более того, вот уже 27 месяцев уровень продаж рекламируемых товаров стоял на месте, а для телевизионной программы такого рода застой хуже смерти.
И потому Рикки усиленно готовился к встрече с боссом - мистером Макбэйнбриджем. Однако его надежды на то, что босс, погладив его по головке, обрадует долгожданным повышением, рухнули. Мистер Макбэйнбридж разнес Рикки на чем свет стоит: «Ваша задача - убедить людей купить товар, даже если он им совершенно не нужен! Не можете - катитесь ко всем чертям! В своей конторе я не потерплю попрошаек и бездельников! Даю вам две недели: если не поднимете уровень продаж - окажетесь на улице!..»
В помощь Рикки босс дает пресс-аналитика Кэйт Ньюэлл - молодую симпатичную даму, встретившую горе-рекламщика лучезарной улыбкой и саркастическим замечанием: «Я читала о вашей работе. 27 месяцев застоя - это своего рода рекорд!». За две недели Рикки и Кэйт должны поднять уровень продаж на 8 процентов. По этому поводу Рикки позволил себе обреченно пошутить:
- Ну что ж, почему бы и не разбиться в лепешку ради 8 процентов?!.
Чтобы спасти положение, убеждала Кэйт Рикки, нужно изменить стереотип вещания и создать новый имидж канала. Первым делом она потащила Рикки на встречу с неким Скоттом Хоуксом из компании «Новое видение». Вот тут-то и произошел случай, коренным образом повлиявший на дальнейший ход событий.
Началось все так: Рикки и Кэйт ехали по одной из скоростных автомагистралей Майами, как вдруг у них лопнула шина. Машина остановилась на обочине, с помощью мобильных телефонов Рикки и Кэйт попытались связаться со службой автосервиса. Однако телефоны не работали - Рикки и Кэйт были вне зоны досягаемости радиосигнала. И Рикки, к его полному неудовольствию, пришлось, засучив рукава, самому менять колесо.
А в это время по другой стороне шоссе шел человек. У него был темный цвет кожи, бритая голова и белые одежды. Иногда он становился на колени и целовал землю. И все время улыбался. Он улыбался даже тогда, когда из машины, промчавшейся мимо, в него швырнули пакет
сока. На белом хитоне осталось красное пятно, но человек только прокричал вслед удалявшимся оболтусам: «Спасибо, что не бросили банку! Обожаю вишневый вкус!..»
Кэйт первая обратила внимание на странного человека на другой стороне дороги и помахала ему рукой. Рикки же, возившийся с колесом, проворчал сквозь зубы:
- Не надо махать ему! Пусть идет своей дорогой!..
Но было поздно. Увидев, что его приветствует симпатичная девушка, незнакомец, радостно улыбнувшись, помахал ей в ответ.
- Я вижу, вам нужна помощь! - крикнул он. - Сейчас помогу вам! - И он шагнул на проезжую часть.
Рикки и Кэйт не успели опомниться, как незнакомец широкими шагами пересек полотно шоссе, не замечая машин, проносившихся мимо него на огромной скорости, и ежесекундно рискуя попасть под колеса. Через несколько секунд он уже стоял рядом с нашими путешественниками.
- Привет, меня зовут Джи, - сказал он, безмятежно улыбаясь. - Я могу вам помочь?
- Нет-нет, что вы, большое спасибо! - поспешил ответить Рикки, улыбаясь в ответ, а в душе посылая незнакомца куда подальше. Уж очень ему не нравилось, что Кэйт, в которую Рикки уже успел влюбиться, заигрывает с этим странным типом. Да и потом - мало ли кем мог оказаться этот Джи?!
Но Кэйт, к раздражению Рикки, продолжала весело щебетать с Джи. Тот попросил у нее салфетку - вытереть пятно с рубашки.
- Люблю предусмотрительных женщин! - с удовольствием заметил он, увидев протянутый ему пакет. - Ба, да это же мои любимые влажные салфетки!
- Я всегда ими пользуюсь, - заметила Кэйт.
- Да? Значит, ты подсознательно готовишься к любым неприятностям. Может быть, именно это и раздражало твоего бывшего парня. Он не понимал, что в глубине души ты к ним вовсе не готова и потому стараешься как можно лучше подготовиться к этим неприятностям...
Точность поставленного Джи диагноза поразила Кэйт. Незнакомец попал в десятку...
Однако пора было ехать, да и Джи должен был продолжать свое «странствие». Рикки и Кэйт уселись в машину, и вдруг она дала задний ход, едва не задавив Джи. Тот, словно застыв, в течение несколько секунд тупо смотрел на машину, а потом упал в обморок.
Рикки и Кэйт отвезли пострадавшего в больницу, где врач поставил ему диагноз: сердечная аритмия. Несколько дней он должен был провести в больнице. Заплатить же за лечение вынужден был Рикки...
А через несколько дней «странник» пришел навестить Рикки прямо к нему на работу и, оказавшись на съемочной площадке, где шла реклама очередного товара, неожиданно для всех попал в прямой эфир. Своей непосредственностью и живостью перед телекамерами он поразил всех. Лишь с большим трудом удалось вытащить его с площадки...
Появление Джи, призывавшего к отказу от материальных благ в пользу духовных ценностей, внесло диссонанс в жизнь Рикки, который думал только об обогащении. Но однажды в голову Рикки пришла потрясающая мысль: надо использовать Джи, обладающего даром психологического воздействия, в рекламной передаче. Люди, уставшие от дежурных фраз и фальшиво-бойких увещеваний, поверят искренности, с которой Джи будет говорить с ними. Его духовные проповеди привлекут новых зрителей, которым «под сурдинку» можно будет всучить все, что угодно, - от стиральной машины до коврика. И Рикки оказался прав...
«Святоша» - это фильм о «перевертышах» в массовом сознании современного общества потребления, где даже проповеди «разумного, доброго и вечного» служат в итоге одной цели - росту прибылей, где духовные ценности неизбежно опошляются и вытравляются, а интеллект общества в целом падает до уровня незамысловатого рекламного «слогана». Как и многие ленты об оболванивающей роли телевидения, сатирическая комедия «Святоша» ставит горький и безжалостный диагноз современной цивилизации. Если «Магазин на диване» способен настолько затуманить людям мозги, значит, этим мозгам и в самом деле срочно требуется психиатрическая помощь!..