Оригинальное название: National Treasure: Book of Secrets
Жанр: Боевик, Приключения
Год: 2007
Режиссер: Джон Тартелтауб
В ролях: Николас Кейдж, Джастин Барта, Дайан Крюгер, Джон Войт, Хелен Миррен...
В аудитории, где искатель утраченных раритетов Бенджамин Гейтс рассказывает про Джона Уилкса Бута, убийцу американского президента Авраама Линкольна, а также про дневник Бута с недостающими страницами, неназванный слушатель производит настоящую сенсацию — показывает одну из пропавших страниц. В ней упомянут Томас Гейтс, прадед Бенджамина, что наводит на мысль о причастности Томаса к тому убийству. Бен не верит своим глазам, ему хочется доказать невиновность прадеда и тем самым восстановить репутацию собственной фамилии. Вскоре он узнает о засекреченном собрании документов под названием «Книга тайн» (многие даже не верят в ее существование, считая это мифом). Книга содержит все секреты нации, в том числе сведения о заговоре против Кеннеди и секретные материалы о полигоне «Зона 51». Доступ к сверхсекретной книге имеет только президент. Бенджамин решает любым путем добраться до нее, вплоть до похищения президента США. Спецслужбы тут же заносят Бена первой строкой в списки самых разыскиваемых. Но его ничто не страшит, потому как только книга может пролить свет на прошлое Гейтсов. Однако не менее потрясающим открытием в этом приключении окажется секретный тоннель, ведущий к несметным богатствам всех времен и народов…
В фильме «Сокровище нации: Книга тайн» на самом деле погребена настоящая книга тайн, которая куда интереснее сценария фильма.
Удостоенный присутствия таких звезд, как Хелен Мирен и Эд Харрис. Этот сиквел (менее доходный, чем первая часть) посвящен тому, как Николас Кейдж отправляется в очередное приключение, чтобы заработать денег, порадовать детишек, увлекающихся историей, и разгадать несколько загадок, более скучных, чем вчерашние судоку.
Первое «Сокровище нации» не было лишено обаяния: подкупала помешанность на мелких деталях и шифрах, и отвращение воспитанного человека к взрывам – что, в общем-то, типично для фильмов, спродюсированных Брукхаймером. Однако на этот раз загадки очевидно менее изобретательны, шутки более плоские, попытки придать образовательную ценность - менее убедительны. Я, конечно, извиняюсь, но, на мой взгляд, для того, чтобы фильм назывался историческим, – недостаточно просто заставить персонажа со слезами на глазах умиляться тому, как находка древнего золотого города совершит прорыв в изучении памятников материальной культуры доколумбовой Америки.
Начинается фильм с убийства Авраама Линкольна 14 апреля 1865 года, которое оказывается таинственным образом связано с Томасом Гейтсом (Джоэль Гретш), убитым в тот же день обществом конфедератов, охотящихся за сокровищами. Уже в наши дни некто Митч Уилкинсон (Харрис), трусливо говорящий с южным акцентом, приводит доказательство того, что именно Гейтс организовал убийство Линкольна. И теперь «ботанику» по призванию Бену Гейтсу (Кейдж) и его отцу Патрику (Джон Войт)
По ходу дела Гейтсам придется сносить утомительного помощника-комика (Джастин Барта в роли компьютерного гения Райли); также их ждет воссоединение со своими бывшими: Бена с экспертом по вопросам ведения документации, по совместительству сногсшибательной блондинкой предстоит восстановить попранную честь своего предка – и найти пропавшее золото.Эбигэйл (Дайана Крюгер), а Патрика – со вспыльчивой матерью Бена, Эмили (отважная Миррен), профессором, прекрасно говорящей на языках американских индейцев. Им предстоит побывать во всех уголках мира, уходить от погонь на скоростных автомобилях, обыскивать национальные святыни в поисках улик и исследовать подземные пещеры подобно героям второсортного "Ультиматума Борна", «Индианы Джонса» и «Кода да Винчи» вместе взятых.
Персонажи здесь не просто разгадывают шифры и коды; они сами – шифры и коды, их диалоги и эмоциональные переживания не живее всех этих секретных замков и потайных ходов (оставленных им давно умершими мастерами головоломок, у которых явно было много свободного времени). Единственное исключение – Брюс Гринвуд, вновь эксплуатирующий свою представительность в роли вымышленного президента США - уважаемого человека, олицетворяющего неясную ностальгию создателей фильма по более простым и патриотическим временам.
Продюсер и режиссер-постановщик Джон Тартелтауб (в число пяти исполнительных продюсеров фильма входят авторы сценария Орен Авив и Чарлз Сегарс) позаботился о достойном техническом оформлении фильма: горизонтальная фокусировка вполне функциональна, а визуальные спецэффекты уместны и неназойливы. География фильма впечатляет: остановки в Париже, Лондоне и Вашингтоне, округ Колумбия, – на пути к развязке на горе Рашмор, которая, впрочем, не составит серьезной конкуренции хичкоковскому "К северу через северо-запад".