|
Жизнь Норбита с самого детства была полна испытаний и разочарований. Брошенный родителями у дверей китайского ресторанчика и воспитанный мистером Вонгом, с начальной школы он был обречен ходить в ухажерах монструозной Распутии. Эдди Мерфи всегда был королем перевоплощений и очень любил использовать в своих комедиях разнообразный грим, чтобы играть разных героев. Помнится, еще в давние времена я удивлялся, когда по окончании фильма «Поездка в Америку» узнал, что Эдди Мерфи играл там трех персонажей, причем одного — белого! Вершины в количестве и качестве своих перевоплощений Мерфи достиг в двух частях великолепного «Чокнутого профессора», где сыграл аж 7 (!) совершенно разнохарактерных персонажей! Женщины и мужчины, молодцы и старики, черные и белые, тощие и жирные — кого только не изобразил Мерфи, играя в замечательной комедии Шедьяка! Правда, вторая часть «Профессора» показала, что тема уже исчерпана, удивительным гримом, которым занимался маэстро Рик Бейкер, уже никого не удивишь, и что стоит переходить к другим ролям. Мерфи перешел. Однако, оказалось, что за последние 7 лет, прошедшие после выхода второго «Профессора» только 4 фильма Мерфи смогли окупить себя в прокате! Это у Мерфи-то! У комика, который заработал для продюсеров своими картинами миллиард, когда о многих ныне популярных комиках еще и не слыхивали… И вот оказалось, что Мерфи популярен ныне лишь в жанре семейной комедии, которые неуклонно делают громадные сборы, но не дают развернуться его комическому дару на всю катушку. И тут, вероятно то ли сам Мерфи, то ли кто из продюсеров вдруг вспоминает, какого грандиозного успеха добился «Чокнутый профессор», каким прорывом он стал и для Мерфи, и для компании Universal Pictures. Только возрождать проект другой студии естественно, никто из них не имел права, но снять кино по похожей схеме никто помешать не мог. И вот появился «Норбит» — еще одна комедия, где Эдди Мерфи показывает чудеса перевоплощения. И, как выяснилось, никто не прогадал — золотая жила открылась вновь. Схема «Чокнутого профессора» оказалась на удивление живучей и действенной. Соблюдена она была Брайаном Роббинсом с ученической точностью. Только герои стали другими. Вместо толстяка-неудачника Шермана Клампа появился тощий очкарик-неудачник Норбит. Вместо альтер-это Шермана, нахала Бадди Лава, появилась полная противоположность Норбита — гигантская Распутия, гром-баба, да, пожалуй, не гром, а целая гроза… А места остальных «чокнутых» членов семьи Клампа заняли не менее чокнутые братья Распутии и дружки Норбита. И, конечно, в самый необходимый момент появилась красивая девушка, чтобы спасти Мерфи-Шермана-Норбита от всех напастей посредством любви… Не будем говорить о «Чокнутом профессоре». Это был шедевр, — оригинальная (несмотря а то, что это римейк), добрая, увлекательная, эффектная и очень смешная комедия. «Уловки Норбита» — рядом с ней — только бледная тень или стршненький клон. Снятый по вторичному сценарию, полный избитых фраз и шуточек, этот фильм, вероятно, превратился бы в пошлую и тупую «ниггерскую» комедию а-ля «белые цыпочки», если б не Эдди Мерфи. Ну да, все верно — Мерфи на одной своей игре вытянул и слабый сценарий, и глупые шутки, и посредственную режиссуру. Но Эдди мерфи любит такие роли, камера любит Эдди Мерфи, а вместе они создали феерические образы Норбита и Распутии. В роли Распутии Мерфи привычно блистает — тонна силиконовых накладок, искусственные бегемотские ляжки, преотвратнейший голос, сыпящиеся из пасти скабрезности, «философские рассуждения» на тему «какой должна быть настоящая женщина» и эффектные погони за Норбитом и особенно полет а-ля торпеда в аквапарке сдалали свое дело: Распутия запомнится раз и навсегда. Мерзкая баба, воплощение страхов всех женоненавистников и лузеров мира, она, а вернее, Эдди Мерфи в ее роли, заставляет хохотать над собой. Каждое движение, интонации, поведение эдакой типичной южноцентральной «мамми» Мерфи передал как всегда восхитительно, по сравнению с Распутией все Клампы — просто агнцы божие! Вторая удачная роль Мерфи в этой картине — самого Норбита, забитого, затюканного, затравленного слоноподобной женой до киселеподобного состояния сюнтяя и лузера. Как меняют человека очки, приспущенные брючки и ватный томпон во рту. Мерфи еще в «Клевом парне» превращался в хлюпика, но здесь он сделал это просто виртуозно. Кстати, упаси вас Бог смотреть этот фильм в русском переводе, а тем более в дубляже. Переведен фильм омерзительно! Потеряли 85% всех шуток, что были в фильме. Смотреть только в оригинале, во-первых, сразу отпадет вопрос «а что же там смешного?», потому что смешного много, а во-вторых, у каждого героя своя манера говорить — например, Норбит забаво шепилявит, гундосит, картавит и впадает в комичные микро-истерики, когда ему некому высказать свое, лузерское, наболевшее; голоса Распутии и каждого из ее бритьев — тоже стоят внимания, а «китайский» акцент мистера Вонга — отдельный разговор. Так что, если фильм посмотреть в оригинале, можно вдоволь насмеяться не только над чисто визуальными хохмами, вроде летящей по спуску в аквапарке Распутии, но и словесными хохмами. Правда, к концу, фильм тяготеет к мелодраме больше, чем к комедии, да и концовка, была хоть и предсказумая, все ж чересчур противная и примитивная. Если отвлечься от Эдди Мерфи, то понимаешь, что смотреть в фильме больше и не на что. Куба Гудинг мл? Сер, как церковная мышь. Тэнди Ньютон? Красавица и очаровашка с точеной фигуркой, но…мало ли красавиц-очаровашек с точеными фигурками в Голливуде? Полно. Вот на Распутию действительно стоит посмотреть! Вот это самый сок! За такой женой — как за каменной стеной, уж воистину…. «Норбит» — просто еще один фильм, от которого сам Мерфи получил заметное удовольствие. Театр одного актера. Старый театр одного очень хорошего актера, короля перевоплощений. |