The Core

Дата выпуска: 28 марта
Режиссер: Джон Эмиел
Сценарий: Купер Лэйн, Джон Роджерс
Продюсеры: Шон Бэйли, Дэвид Фостер, Купер Лэйн
Оператор: Джон Линдли
Композитор: Кристофер Янг
В ролях: Аарон Экхарт, Хилари Суэнк, Делрой Линдо,
Стэнли Туччи, Чеки Карио, Ди Джей Куоллс,
Брюс Гринвуд, Элфри Вудард

Идея о создании грандиозного фильма-катастрофы, основанного на путешествии к центру Земли, витала в Голливуде на протяжении пяти последних лет, поскольку развитие индустрии спецэффектов как раз достигло необходимого уровня для такого проекта. В конце 90-х на cтудии Fox довольно активно шла работа над проектом фильма «Внутренняя Земля» (Inner Earth) - про работников фармацевтической компании, которые отправляются в глубь Земли в поисках источника вечной молодости.

На Disney подумывали о новой адаптации романа Жюля Верна «Путешествие к центру Земли», который ранее был экранизирован в 1959 году.

Наконец на Paramount с 1998 года шла разработка проекта фильма «Ядро Земли» (The Core). Первоначальный сценарий Купера Лэйна исходил из полубезумной предпосылки, что, мол, из-за загрязнения окружающей среды, в ядре Земли началось что-то нехорошее, из-за чего наша планета скоро перестанет вращаться. И тогда все мы вымрем. Для спасения цивилизации к центру Земли отправлялась совместная экспедиция ученых и военных, которые исправляли положение с помощью серии направленных взрывов.

Идея понравилась начальству своей свежестью и оригинальностью. Действительно, до сих пор никто еще не пытался решить экологические проблемы столь радикальным образом. Но сразу же возникло множество вопросов. Каким образом продукты загрязнения попали в ядро Земли? Как они могли повлиять на вращение планеты вокруг оси? Какая машина выдержит путешествие к центру Земли в океане расплавленного металла? И так далее.

Сценарий переписывался девять раз. На разных стадиях проекта в Variety появлялись чрезвычайно забавные сообщения о том, что «изъян в магнитном поле Земли приведет планету к коллапсу», «исчезновение магнитного поля развеивает земную атмосферу», «перепады температур в различных частях ядра грозят катастрофическими последствиями» и прочие перлы. Paramount попыталась привлечь к работе специалистов-геологов, однако никто из них не захотел рисковать своим добрым именем и подписываться под столь бредовыми геологическими теориями.

Наконец в 2001 году к проекту был привлечен Джон Роджерс - профессиональный сценарист, имеющий при этом университетское образование в области физики. Он кардинально переработал завязку, смягчил кое-какие несуразности, затушевал самые откровенные глупости. Роджерс с ходу отверг идею насчет загрязнения как причины катастрофы и предложил теорию «цикличного затухания вращательного процесса». По его версии, через каждое энное количество лет Земля перестает вращаться, и на нее обрушиваются катастрофы.

Идеи Роджерса были встречены со скептицизмом, однако ему удалось нашпиговать новый вариант сценария достаточным количеством длинных умных слов, чтобы убедить чиновников в правильности выбранного пути. «В конце концов это просто крупномасштабный боевик, - говорил Роджерс накануне запуска проекта. - Мы стараемся не слишком откровенно игнорировать законы физики, мы даже используем детали кое-каких новейших теорий и технологий. Чего еще можно ждать от фильма, цель которого - развлечь и порадовать глаза?»

Вначале режиссером был приглашен ас красиво-развлекательной фантастики Питер Хаймс («Козерог-один», «Чужая земля», «2010»). Он охотно согласился, поставив условием, что сам будет снимать фильм в качестве оператора. Хаймс больше года готовил проект к запуску, но в сентябре 2001 года неожиданно его покинул. Поговаривали, что одной из причин стало нежелание студии видеть в одном лице режиссера и оператора; ходили слухи, что Хаймс настаивал на дальнейшей переработке сценария; на киноманских сайтах высказывались предположения, что Хаймса не устраивал слишком скромный бюджет - «всего» 60 миллионов долларов...

В конце сентября 2001 года на смену Хаймсу пришел Джон Эмиел - режиссер, работавший ранее практически во всех жанрах, кроме фантастики и фильмов-катастроф. И с этого момента «Ядро Земли» стало одним из самых непредсказуемых проектов сезона. В прошлом Эмиел доказал, что умеет и держать зрителя в напряжении («Западня», «Имитатор»), и смешить («Тетушка Хулия»/Tune In Tomorrow), и даже растрогать («Соммерсби»). Но пригодится ли ему все это на съемочной площадке фильма-катастрофы - этот вопрос оставался открытым.

Возглавив проект, Эмиел сделал умный ход: он не стал приглашать на главные роли суперзвезд. Поскольку формальной «звездой» проекта была сама идея, для ее воплощения были приглашены не звезды, а хорошие актеры.

Первым подписал контракт на съемки в фильме Аарон Экхарт, известный в основном по фильмам интеллектуала Нила Ла Бьюта. Затем в проект пришла Хилари Суэнк, получившая «Оскар» за фильм «Парни не плачут». За ними последовали Брюс Гринвуд, Стэнли Туччи, Делрой Линдо и Чеки Карио (последний был приглашен на роль русского ученого по имени Сергей Путешин, но к моменту съемок его герой превратился в Сержа Левека, из чего можно сделать вывод, что его национальность тоже изменилась). В начале декабря, перед съемками сценарист Джон Роджерс по настоянию студии провел пресс-конференцию, во время которой признавался в любви к научной фантастике и убедительно просил не называть «Ядро Земли» «Армагеддоном-2» и вообще воздержаться от шуток до просмотра готовой продукции.

«Во-первых, у нас совсем другая история и другая атмосфера, - говорил он. - Мы не из тех, кто через минуту после начала фильма сбрасывает на Нью-Йорк осколок метеорита. Наши герои выясняют причину катастрофы только через полчаса после начала фильма. Наша команда - не сборище хулиганов, а научные работники и военные - то есть те люди, которые занимались бы спасением Земли, случись нечто подобное в реальности. В нашем фильме снимаются Аарон Экхарт и Хилари Суэнк - это не те люди, которые согласились бы на безмозглый боевик!»

Нельзя сказать, что Роджерсу удалось легко отвертеться от настырных журналистов. Вопросы о корабле, плавающем в расплавленной магме, поставили его в тупик. Но он довольно изящно парировал их нападки цитатой из Айзека Азимова о том, что, мол, в каждом фантастическом произведении может быть сделано одно сугубо фантастическое допущение. У кого-то космический корабль летит быстрее света, у кого-то появляется разумный робот, а в «Ядре Земли» - корабль для плавания в жидком раскаленном металле. Зато все остальное, включая уникальные лазерно-ультразвуковые установки для бурения земной коры, основано на реальных разработках ученых. И процессы, происходящие в земной коре, показаны предельно достоверно с научной точки зрения.

10 декабря 2001 года в Ванкувере начались съемки. Все прошло очень гладко и спокойно - ни скандальных историй, ни травм, ни нарушений съемочного графика. Киноманы отмечали отдельные вылазки съемочной группы на натуру: Аарона Экхарта и Хилари Суэнк видели возле Ванкуверской художественной галереи; Ди Джея Куоллса засекли на борту авианосца Constellation (да-да, даже на военном корабле нашлись осведомители-киноманы). В конце марта - начале апреля на границе штатов Юта и Невада снимались последние сцены.

5 апреля представители компании Paramount официально объявили, что премьера «Ядра Земли» состоится 1 ноября 2002 года. Началась работа над спецэффектами. Все лето специалисты из компании Composite Image Systems (они делали спецэффекты к «Последнему герою боевика») трудились над подземными ландшафтами, эффектным уничтожением знаменитого моста «Золотые ворота» в Сан-Франциско и направленными взрывами в кипящей магме.

К осени стало ясно, что на спецэффекты уйдет больше времени и денег, чем планировалось. В сентябре состоялся первый тест-просмотр. На нем демонстрировалась версия, в которой большая часть сцен со спецэффектами была не закончена. Тем не менее реакция зрителей была чрезвычайно благоприятной, и Paramount решил вложить в фильм дополнительные средства (сумма держится в секрете) и перенести дату премьеры на более поздний срок.

«Ядро Земли» - масштабная лента с новаторскими спецэффектами, - заявил руководитель Paramount Роб Фридман. - Мы с самого начала знали, что съемочный график у фильма слишком жесткий, но надеялись успеть в срок. Однако сейчас мы поняли, что нельзя идти на компромисс, если это может ухудшить качество спецэффектов. Для нас самое важное - уровень картины, а не дата ее премьеры».

Итак, нам тонко дали понять, что премьеру отложили не потому, что фильм оказался плохим, а потому, что он, наоборот, получился лучше, чем ожидалось. Действительно, чем вклинивать «Ядро Земли» в тесный ноябрьский график премьер, лучше перенести его на более поздний срок, когда конкуренция будет послабее.

...Катаклизмы, регулярно сотрясающие Землю, случаются все чаще и становятся все сильнее. Правительство США проводит секретное расследование причин этой непонятной серии катастроф. Расследование возглавляют ученый-геолог из Чикагского университета Джош Кейес (Аарон Экхарт) и его коллега Серж Левек (Чеки Карио). Они приходят к выводу, что ядро Земли перестало вращаться; из-за этого электромагнитное поле Земли разряжается, что приводит к катастрофическим последствиям. Кейес привлекает к работе еще одного коллегу - доктора Конрада Зимски (Стэнли Туччи), славящегося надменным поведением и необычными идеями в области геологии. В глубине души Кейес надеется, что Зимски опровергнет его теорию, но раз в кои-то веки патологический упрямец Зимски с ним соглашается!

Ученые сообщают результаты своих исследований правительству и военным, которые согласны предоставить в их распоряжение любые ресурсы, для того чтобы спасти мир.

Зимски знакомит Кейеса со своим приятелем - сумасшедшим теоретиком-экспериментатором доктором Эдвардом Брэзлтоном (Делрой Линдо). Доктор Брэзлтон живет отшельником в соляной пустыне штата Юта, где никто не мешает ему создавать уникальную лазерную установку, способную бурить породы любой степени твердости.

Постепенно вызревает план действий. Группа смельчаков отправится в глубь Земли в необычном, похожем на червяка аппарате, который ученые назовут «Вергилием». Расчеты показывают, что серия направленных ядерных взрывов снова заставит ядро Земли вращаться. Пилотировать «Вергилия» и осуществлять взрывы будут военные пилоты НАСА под присмотром ученых. За штурвалом «Вергилия» оказываются майор Ребекка Чайлдс (Хилари Суэнк) и полковник Роберт Айверсон (Брюс Гринвуд). Помогает им лучший в мире хакер по прозвищу Крыса (Ди Джей Куоллс). А руководить операцией назначают начальника НАСА (Элфри Вудард).

Такова ситуация к концу первого акта. А дальше начинается то, ради чего и создавался фильм: умопомрачительные спецэффекты, захватывающие ситуации, героические поступки и прочие дежурные атрибуты боевиков. Разумеется, кое-кто из попавших на борт «Вергилия» принесет с собой мрачные тайны, которые раскроются в самые напряженные моменты; разумеется, не обойдется без жертв; разумеется, начальству из НАСА тоже придется подключиться к «оперативной работе» и вылететь на самолете в горячую точку; разумеется, между профессором и хорошенькой дамой-майором возникнут отношения...


Конечно, специалисты по электромагнетизму (и вообще все, кто разбирается в физике) будут смотреть этот фильм как комедию абсурда. Но всем остальным гарантируется два часа удовольствия. Тем более что сценарист Джон Роджерс оказался неплохим популяризатором и сумел «на пальцах» объяснить, что должны сделать герои и к каким последствиям это приведет. А насколько это соответствует истине - какая разница? Мы привыкли к горящим в вакууме космическим кораблям и не возражаем, когда видим, что укус радиоактивного паука превращает очкарика в супермена. Почему бы не отправиться на корабле к центру Земли, где давление составляет сотни миллионов атмосфер?

«В конце концов не стоит ждать от фантастики особой реалистичности, - говорит сценарист Джон Роджерс. - Не стоит злобствовать, пока вы не посмотрите сам фильм. Потому что даже самые замечательные картины покажутся идиотизмом, если ужать их содержание до двух-трех фраз в аннотации. Не понравится готовая лента - вперед! Ругайте, издевайтесь, прикалывайтесь. Но сначала дождитесь премьеры. Уверяю, вы будете смотреть наш фильм, вцепившись в ручки кресел!»

Hosted by uCoz