"Незаконченная жизнь" (Unfinished Life)

Незаконченная жизнь



           Режиссёр: Лассе Хальстрём
           Сценарий: Марк и Вирджиния-Корус Спрэгг
           Оператор: Оливер Стэпплтон
           Композитор: Дебора Лури
           В ролях: Роберт Редфорд, Дженнифер Лопес, Морган Фриман, Джош Лукас, Бекка Гарднер, Дамиан Льюис.

           За что я люблю фильмы про американскую глубинку, так это за то, что все эти городки с населением в 257 жителей не выглядят умершими. Да, жизнь в них замерла, погрузилась в спячку, а может даже никогда оттуда и не выходила.

           Там год за годом по одному заведённому маршруту объезжает свои владения шериф. В городке есть два-три культурных заведения, из которых две точки общепита с «фирменными блюдами» и один зоопарк на колёсах. Там имеются два известных всем хулигана, которые время от времени заваливаются (с утра пьяные, ужас!) в одну из забегаловок, дабы получить по шее от проезжего ковбоя с понятиями, а потом неделю вести себя прилично, пока заживут фингалы, а потом начать всё сначала. В таком городке обязательно есть своя «очень хорошая школа», мотель с биллиардом — прибежище для проезжих подозрительных элементов, а ещё вокруг таких городков обязательно найдётся пара-тройка уединённых ферм, где живут странные старики c прошлым и иногда туда приезжают не менее странные гости с прошлым тоже не светлым.
           В этих киногородках, в отличие от аляповатых экранных копий шумных интернациональных американских мегаполисов словно законсервировалось какое-то тонкое ощущение, какая-то мистика некогда дикого, но уже совсем не того запада. Там бродят по горам медведи, там у каждого свои секреты, которые известны всей округе, там люди бывают свои и чужие, без полутонов и переходов, там в церковь ходят как на общественное собрание, а велосипед порой ездит быстрее чем некоторые машины.
           По сути, все возможные вариации на тему жизни американской глубинки уже высказаны и распробованы, от линчевских тихих ужасов до совершенно семейных, обычных камерных историй, каких много встречается в любом дамском романе, но которые на фоне гор и полей, на фоне одиночества крошечного хутора на краю леса приобретают какой-то особенный шарм, так что желающему раскрыть все тайны этих крошечных городков достаточно порой бывает простого чувства такта, чтобы не начать по первому же зову рассказывать зрителю тысяче-первую сказку об одноногой собачке, и фильм можно считать удавшимся.
           В случае «Незаконченной жизни» ещё до премьеры просматривались аргументы как за, так и против того, что воплощение идеи будет удачным. С одной стороны, в режиссёрском таланте автора «Шоколада» Лассе Хальстрёма никто не сомневается, также нет ни малейшего сомнения в том, что Морган Фриман с присущей ему силой справится с традиционной ролью мудрого старика, ролики у фильма тоже производили весьма положительное впечатление на ценителей жанра жизненной драмы.
           А вот Дженнифер Лопес не только не впечатляет своими способностями тонко сыграть душевные метания, но и её латиноамериканская внешность смотрится на фоне природы Среднего Запада как… ну, не знаю как. Впрочем, самые большие сложности по части одноногих собачек случились у нашего брата ценителя непосредственно в сюжете.
           Право, первые двадцать минут повествования хочется протянуть руку к пульту и перемотать плёнку. Тут вам и бьющий героиню ухажёр, и старик-инвалид, и патетическое малопонятное возвращение в родные пенаты.
           Однако как только повествование окончательно уходит из сюжетной мелодраматической плоскости в многомерное пространство вечерних бесед, каких-то каждодневных хлопот и тишины засыпающей вместе с человеком природы — тут вдруг, откуда ни возьмись, появляется и достоверность, и теплота, а антураж маленького городка перестаёт быть нарочитым, органично вплетаясь в повествование.
           Неожиданно почти исчезает с экрана ненужная здесь звезда, уступая своё место девочке-подростку, невероятно похожей на Клэр Дэйнз в юности, пришлому медведю и ещё — одному одинокому надгробному камню. По сути, большая часть истории проходит между этими тремя не слишком разговорчивыми персонажами. Плюс сидят на завалинке два немолодых человека, наблюдают за ними, а то и двумя-тремя словами перебросятся. После чего один остаётся сторожить свою зазевавшуюся судьбу, а другой едет расплачиваться с чужими и, самое главное, своими долгами.
           Потому и впечатление от фильма в итоге получается вполне приятным, и веет от него жизненностью, а не патетикой, драмой, а не мелодрамой. Финалом, а не хэппиендом. Лассе Хальстрёму всё-таки удалось побороть все позывы на усиление слезливости, которые ой как следовали из подобного сценария. И медведю тоже спасибо. Любите кино.